Системы контроля транспорта
Дата: 27.10.2017

СХЕМЫ ВОРОВСТВА ТОПЛИВА

Хищение топлива распространено повсеместно и носит массовый характер. Несомненно это основная проблема при эксплуатации техники в АТП (автотранспортное предприятие), на железнодорожном и речном транспорте. По данным статистики в странах СНГ только из-за хищений топлива экономические потери транспортных предприятий достигают до 40 % от стоимости его закупок. Воровство процветает особенно там, где ослаблен либо вовсе отсутствует контроль.
Воровство топлива на многих транспортных предприятиях – хорошо налаженный нелегальный «бизнес». У наиболее ушлых водителей дополнительный ежемесячный доход достигает не менее половины от их официальной заработной платы.

Известно немало схем махинаций с топливом. В теневой «бизнес» зачастую вовлечены не только водители и нечистые на руку автомеханики, но также и представители руководящего состава АТП начальник гаража, главный бухгалтер, директор по логистике, руководитель транспортного отдела. Наиболее благоприятную почву для преступного сговора должностных лиц имеют крупные АТП, контроль в которых затруднен из-за большого штата сотрудников и значительного количества разнообразной техники. Украденное топливо впоследствии реализуется «постоянным клиентам» по более привлекательным, чем на АЗС ценам либо используется для заправки личного автотранспорта.

Наиболее распространена «классическая» схема воровства — слив топлива из бака с помощью шланга в свободную емкость как правило, это канистра 20 л. Обычно топливо сливают, если норма его расхода завышена и у водителя появляются избытки топлива.
ПОЛУЧАЙТЕ ДАННЫЕ ОБ УРОВНЕ ТОПЛИВА В БАКЕ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН!

(Скриншот из программы АвтоГРАФ)
Иногда для слива топлива водителями практикуется фальсификация показаний одометра либо счетчика моточасов путем их накрутки с помощью специальных устройств. Порой спидометр или счетчик моточасов целенаправленно выводятся из строя, а топливо списывается по путевому листу за якобы пройденный километраж/отработанные моточасы. Обычно топливо сливается в соответствии с подкрученными показаниями одометра по завышенной норме. Водители сливают топливо, как правило, в нерабочее время в гараже либо на дороге по пути с базы.

Иногда водители сливают топливо с «обратки», т.е. топливо, которое возвращается из двигателя обратно в бак. Для чего, в обратную топливную магистраль врезают тройники, через которые затем воруют топливо в канистры.
(Скриншот из программы АвтоГРАФ)
Данные способы хищения топлива просты, но не достаточно эффективны для заинтересованных лиц, поскольку слив большого количества топлива из бака или «обратки» довольно трудоемок и требует значительных затрат времени.
Существуют более эффективные способы воровства топлива водителями — схемы махинаций с заправкой топливом:

1 - Покупка «левых» чеков. Распространена, когда водителю выдаются подотчетные денежные средства на покупку топлива. Водитель приобретает в определенных местах (например, у знакомых сотрудников АЗС) фиктивные или, так называемые, «левые» чеки. После чего, по этим чекам водитель отчитывается перед бухгалтерией АТП за якобы произведенную заправку.

2 -Продажа топливных талонов. До настоящего времени на некоторых АТП водителями «по старинке» выдают талоны на топливо. Заправка машин топливом осуществляется по предъявлению этих талонов на АЗС. Недобросовестные водители продают топливные талоны «клиентам» по заниженному курсу, а затем отчитываются бухгалтерии как за якобы произведенную заправку.

3 - Сговор с оператором АЗС. В настоящее время многие АТП не выдают водителям для заправки машин наличные подотчетные деньги, а используют электронные топливные карты. Топливная компания в конце отчетного периода, например один раз в месяц, высылает руководителю АТП детальный перечень всех заправок машин предприятия с зафиксированными номерами топливных карт. Сверка предоставленных водителями чеков с информацией указанного перечня исключает возможность махинаций с «левыми» чеками. Однако, здесь также имеются уязвимые места. Водители вступают в сговор с операторами АЗС, заливая в бак машины объем топлива, меньший оплаченного предприятием.

Например, водитель заливает в бак ТС только 100 л топлива, а чек получает на 300 л. При этом с топливной карты списываются деньги полностью за 300 л. За остальные якобы заправленные 200 л водитель получает от оператора АЗС наличные деньги по «тарифу» до 50 % от розничной отпускной цены топлива.

От махинаций с заправками особенно чувствительно страдают крупные транспортные компании, занимающиеся международными перевозками. Например, водитель-дальнобойщик за свои личные деньги заправляет полные баки перед границей страны, в которую въезжает, а затем обналичивает деньги с топливной карты на территории Евросоюза, где цена на топливо значительно выше.

Также водители АТП заправляют по своим топливным картам машины «со стороны». Для этого в преступный сговор с персоналом АЗС вступают не только сами водители, но и руководители среднего звена транспортных компаний, договаривающиеся с руководителями заправок.

4 - Сговор с топливозаправщиком. Данный вид махинации наиболее распространен на закрытых объектах: шахты, карьеры, строительные площадки, месторождения. На этих объектах водителям спецтехники для заправок не выдаются топливные карты, наличные деньги или талоны. Заправка топливом осуществляется из цистерны бензовоза по топливной ведомости, в которой расписываются как водитель так и топливозаправщик. Схема данной махинации похожа на схему сговора с оператором АЗС. Преступный сговор работников АТП носит постоянный характер. Как следствие — в результате недоливов воруется огромное количество топлива. Например, в больших карьерах в течение только одной рабочей недели «уходит налево» более цистерны бензовоза. «Шальные» деньги распределяются между водителями и заправщиком.
5 - Заправка более дешевым топливом на трассе. На трассах встречаются нелегальные пункты «сдачи/приемки» топлива. Как правило, это либо невзрачная на вид стационарная емкость, либо припаркованный на обочине старый бензовоз. На данных пунктах водители реализуют жуликам ворованное топливо. Кроме того, водители, практикующие покупку для отчета «левых» чеков, экономят и на покупке самого топлива, заправляя свои ТС на таких нелегальных заправках. Качество топлива здесь посредственное, что нередко ведет к поломке топливной аппаратуры, например ТНВД (Топливный насос высокого давления дизельного двигателя) и, как следствие, к дорогостоящему ремонту с простоем машины.
Чем менее распространена модель специальной техники, тем более приблизительны для нее утвержденные нормы действительного расхода топлива. Кроме того, следует иметь ввиду, что списание топлива на технике специального назначения производится по моточасам. Адекватность установленных норм расхода топлива для такой техники всегда сложно оценить без анализа.

Приведем следующий пример: На одном АТП в течение нескольких лет списание топлива бульдозера Д3-94 производилось по установленной норме расхода (25,4...39,1) л/маш.час. После проведения руководством детального анализа расхода топлива, были получены уточненные значения (14...22) л/моточас. То есть нормы для данной машины, установленные нормативными правовыми актами, превышают реальный расход в среднем на 14 л/моточас.

Несложно рассчитать, что если такая машина работает 5 дней в неделю в две смены, то экономия топлива только при работе одной единицы может составить около 57 000 литров в год. При обеспечении достоверного контроля расхода топлива таких ошеломляющих и ненужных экономических потерь на АТП можно избежать.

Наиболее высокий процент хищений топлива происходит на редко встречающихся моделях машин, а также на специальной технике.
Исключение фактов хищений топлива возможно лишь при системном оперативном контроле расхода топлива руководством предприятия с помощью систем мониторинга транспорта, датчиков уровня топлива и датчиков расхода топлива.
Блог
У нас есть кое-что интересное
    Made on
    Tilda