Для оценки возможности использования автотранспортных средств, в качестве критерия применяется коэффициент, учитывающий степень их исправности и готовности к выезду на линию – КТГ.
Этот показатель в технической литературе имеет различные аналоги. В аналитических отчётах применяются критерии использования пробега и грузоподъёмности, загрузки, грузооборота, часов в движении.
Все они, так или иначе, показывают эффективность эксплуатации автомобильного парка. Коренное отличие коэффициента технической готовности в том, что он показывает лишь возможность использования имеющихся транспортных средств. Иными словами, КТГ – это эксплуатационный потенциал автотранспортного предприятия.
Среди прочих критериев наиболее близок к рассматриваемому показателю коэффициент исправности – К исп. Он демонстрирует отношение количества исправного транспорта к списочному составу
Но эти показатели – КТГ и Кисп – нельзя считать идентичными, т. к. первый подразумевает готовность транспортной единицы к немедленному выезду, а второй – всего лишь отсутствие неисправностей. При этом автомобиль может находиться, например, на консервации. Он исправен, но для поездки может быть необходимо провести ряд подготовительных процедур: ввернуть свечи зажигания, снять с подставок, разгружающих подвеску и т. д.
КАК ИЗМЕРЯЕТСЯ КОЭФФИЦИЕНТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
Величина показателя равна отношению количества готовых к выезду автомобилей (Кгот) или другого транспорта к общему, имеющемуся в наличии – списочному количеству (Ксп).
КТГ= Кгот/Ксп.
Он может определяться в конкретный момент времени или же за определённый период – неделя месяц, квартал, год.
Подсчитывается суммированием произведений готовых к выезду автомобилей на число дней в течение которых они были готовы делённому на произведение списочного числа на количество дней.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА ОТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КТГ
Регулярный измерение коэффициента технической готовности и сопоставление его значений с временными промежутками исправного состояния и причинами выхода транспорта из строя позволяет прогнозировать и планировать постановку их на обслуживание и ремонт.
Каждая деталь имеет срок службы, который прогнозируется с определённой точностью. Видя статистику поломок каждой единицы автопарка, несложно заранее предвидеть необходимость замены запасных частей и делать это в плановом порядке в периоды наименьшей загруженности.
Плановая постановка на ремонт и ТО исключает срыв рейсов, отмену заказов и, в конечном счёте, снижает финансовые потери.
ВЛИЯНИЕ МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТА НА ИЗМЕРЕНИЯ КТГ
Постоянное отслеживание в автоматическом режиме местонахождения транспортных средств даёт возможность точнее и с меньшими временными затратами рассчитывать коэффициент технической готовности всего автопарка в целом и каждой единицы в отдельности. Есть возможность вести расчёт по группам – крупно-, средне-, малотоннажные, грузоподъёмные и т. д.
Вкупе с анализом причин выхода из строя, рассмотренных выше, автоматический дистанционный мониторинг позволяет эффективнее анализировать, повышать КТГ и экономические показатели предприятия.