Каждое предприятие, владеющее автопарком, заинтересовано в его эффективном использовании.
Понятие эффективности – комплексное и включат в себя следующие разделы:
- Топливная экономичность.
- Снижение стоимости поддержания автомобилей в исправном состоянии.
- Ликвидация аварийности.
- Уменьшение простоев.
- Ликвидация нецелевого использования автотехники.
- Культура вождения.
1.ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ С ДАННЫМИ Перечисленные пункты представляет определённый разрез эксплуатации автопарка. Как правило, большая часть показателей имеют взаимные связи. Поэтому для получения полной картины необходим комплексный анализ с учётом влияния каждого из них.
Чтобы собранные данные можно было с успехом применить в процессе оптимизации и получить искомый результат, они должны быть объективными, т. е. не зависеть от водителя или личности наблюдателя. Иными словами необходимо выполнение определённого набора требований:
- формализация критериев;
- автоматизация измерений;
- автоматическая обработка результатов;
- возможность анализа, как отдельной единицы транспорта, так и группы, объединённой по какому-либо признаку.
Формализация необходима для перевода таких субъективных показателей, как культура вождения в числовой вид. Т. е. необходимо уяснить, что под ним понимается:
- правильная подготовка машины к рейсу – прогрев двигателя перед началом движения;
- соблюдение скоростного режима;
- график работы и отдыха в дальних рейсах;
- ликвидация резких разгонов и торможений;
- избегание резких манёвров;
- снижение скорости на плохой дороге.
Для обеспечения возможности объективной автоматической оценки требуется введение граничных критериев. Т. е. определить, какие значения являются удовлетворительными, какие допустимыми, а в каких – следует принимать меры предотвращения.
2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ Каждый автомобиль должен быть оборудован аппаратурой, измеряющей контролируемые параметры и позволяющей определить водителя, находящегося за рулём и предоставляющей доступ к управлению определённому кругу лиц.
Для слежения в режиме реального времени аппаратура должна иметь возможность удалённой связи с центральной диспетчерской.
Комплекс состоит из средств измерения расхода топлива, скорости движения, продольного, поперечного и вертикального ускорений (маневрирование и езда по плохой дороге), средств навигации.
Сотрудники должны иметь персональные карты доступа к управлению, а автомобили устройствами считывания данных – персонифицированный контроль качества вождения, графиком смен, когда в рейс отправляется два шофера.
3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ В зависимости от поставленных задач можно получать выборку данных по отдельным автотранспортным средствам, водителям, этапам движения.
В качестве примера приведём контрольные таблицы, применяемые на разных автопредприятиях.
На рис.1 представлена диаграмма времени и температуры прогрева двигателя. Видно, что до достижения рабочей температуры автомобиль, управляемый А. М. Селивёрстовым не двигался.