Системы контроля транспорта
Дата: 01.10.2016

ТАХОГРАФЫ: С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ АВТОПЕРЕВОЗЧИКОВ ВВОДЯТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ?

Все знают, как трудно в наше время стало заниматься грузовыми и пассажирскими автоперевозками. А новейшие изменения в российском законодательстве сделали это задачу еще более сложной. Большинство индивидуальных перевозчиков и транспортных компаний серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией, поскольку думают, что их бизнес вскоре может потерять рентабельность. При этом существуют организации, для которых такой расклад будет очень выгодным.

В этой статье расскажем о том, как представители тахографической отрасли извлекают выгоду из желания автоперевозчиков уменьшить издержки, и дадим несколько советов, которые помогут избежать ловушки.

В практике западных стран тахограф зарекомендовал себя как действенное средство повышения безопасности перевозок. Но ради справедливости стоит отметить, что автотранспортному бизнесу этот прибор принес немало неприятностей. В тахографах заинтересовано, прежде всего, государство. Однако приобретать его перевозчику приходится за свои деньги. К тому же российское законодательство, касающееся тахографии, пока еще находится в стадии разработки, и остается много неясных моментов. Важно знать, что далеко не все модели контрольных приборов, которые поступили в продажу, считаются тахографами с точки зрения закона. Купившие такие устройства перевозчики впоследствии будут вынуждены их заменить. И здесь для недобросовестных производителей и продавцов открываются возможности для получения немалой выгоды.

Выбор тахографа – нелегкая задача. К этому устройству по закону имеется ряд особых требований. Но единого документа, который регулирует все эти вопросы, не существует. Они сформулированы в разных нормативно-правовых актах.

Предлагаем ознакомиться со схемой нормативно-правовой базы, касающейся тахографов:

Чтобы не ошибиться с выбором устройства, перевозчику нужно помнить обо всех требованиях, изложенных в этих документах. Иначе контрольный прибор в транспортном средстве юридически не будет считаться тахографом.

А сейчас о самом интересном. В средства массовой информации попадают сведения о том, что должностные лица намеренно сбивают перевозчиков с толку, сообщая им, что существуют обязательные и необязательные требования к тахографу. Иными словами, складывается такая ситуация. Некая группа «активистов, защищающих права перевозчиков», делает неоднозначное заявление. «Активисты» уверяют, что ряд законодательных актов вовсе не обязателен к соблюдению, а является лишь рекомендациями. Прежде всего, речь идет о Приказе Минтранса РФ №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». А обязательными для исполнения, по словам этих людей, являются только требования, предусмотренные Техническими регламентами.

Транспортным компаниям, конечно, очень хотелось бы в это поверить. Ведь если требований меньше, то на приобретении контрольных устройств можно неплохо сэкономить. Вот почему они легко обманываются, выслушивая самую немыслимую аргументацию.

Расскажем подробнее, кому выгодно вводить автоперевозчиков в заблуждение, и каким образом это делается.

Итак, перевозчиков убеждают, что требования, изложенные в приказе Минтранса №440, носят лишь рекомендательный характер. В качестве доказательства приводят отрывок из текста другого документа (который имеет преимущественную юридическую силу). Этот документ – Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», который содержит фразу о том, что акты федеральных исполнительных органов, касающиеся сферы технического регулирования, могут иметь только рекомендательный характер.

И лишь на этом основании активисты сразу же сделали вывод: как объект технического регулирования тахограф обязательно должен попадать под действие закона 184-ФЗ. Более того, упоминание о «рекомендательном характере» дает повод утверждать, что Минтранс не уполномочен формулировать какие-либо требования к данным устройствам в области технического регулирования. Это кажется вполне справедливым, но лишь на первый взгляд. На самом же деле имеет место подмена понятий. Ведь «технические требования» и «сфера технического регулирования» - это совсем не одно и то же!

Затем на этом основании дискредитируются все требования, касающиеся установки устройств, их обслуживания и калибровки. Также подвергается сомнению обязательность и некоторых других технических требований.

Такая ситуация не может не радовать автоперевозчиков. Ведь теперь они думают, что можно приобрести какой угодно контрольный прибор. А требования, сформулированные Минтрансом, расцениваются, как устроенная чиновниками путаница.

ГДЕ ЖЕ ИСТИНА?

Сразу скажем прямо – мнение о том, что Приказ Минтранса №440, носит рекомендательный характер, является ошибочным. Важно помнить! Если транспортное средство было оборудовано прибором, который не отвечает требованиям Минтранса, то в ближайшем будущем его придется заменять, поскольку такой тахограф не будет считаться легитимным. Действие Приказа не распространятся только на международные перевозки. В этом случае при оснащении транспорта тахографами нужно руководствоваться требованиями ЕСТР.

Следует отметить, что оба документа (и Приказ Минтранса №440, и Федеральный закон №184-Ф3) для исполнения обязательны. И здесь нет никакого противоречия. Фраза о том, что акты федеральных органов, касающиеся сферы технического регулирования, могут иметь лишь рекомендательный характер, на самом деле присутствует в тексте Федерального закона (статья 4, пункт 3). Но «технические требования» и «техническое регулирование» - это два разных понятия, хотя на первый взгляд они могут показаться тождественными. Этот момент используется для того, чтобы ввести перевозчиков в заблуждение с целью удовлетворения чьих-то корыстных интересов.

Поэтому нужно ясно понимать суть вопроса. Согласно закону 184-Ф3 Федеральные органы могут выпускать акты, формулирующие эксплуатационные, технические и другие требования. Если документ относится к сфере технического регулирования, то он будет рекомендательным. Если же требования за пределами этой сферы, то документ обязателен для исполнения.

Теперь остановимся на том, что конкретно касается сферы технического регулирования. Статься 7 Закона 184-Ф3 гласит:

«Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

– безопасность излучений;

– биологическую безопасность;

– взрывобезопасность;

– механическую безопасность;

– пожарную безопасность;

– безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);

– термическую безопасность;

– химическую безопасность;

– электрическую безопасность;

– радиационную безопасность населения;

– электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

– единство измерений;

– другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона».

Теперь понятно на что распространяется сфера технического регулирования. Это безопасность использования каких-либо процессов или продуктов. А другие аспекты, включая технические требования к продукции, не относятся к этой сфере.

В статье 6 этого же закона сформулированы цели технических регламентов:

1. «Технические регламенты принимаются в целях:

– защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

– охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

– обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается».

То есть в данной статье подтверждается, что закон 184-ФЗ распространяется на аспекты, связанные с обеспечением безопасности. И при этом ни в коем случае не отменяется необходимость следовать требованиям, сформулированным в нормативно-правовых актах РФ, которые регулируются другими законами. Иными словами, в законе 184-ФЗ к тахографу сформулированы требования как к объекту технического регулирования. А вот требования к нему как к прибору, который используется для госконтроля за режимом работы водителей, приведены в другом Федеральном законе («О безопасности дорожного движения», № 196-ФЗ).

Согласно статье 20 этого закона правительство РФ должно сформулировать требования к тахографам. В связи с этим Правительство издает постановление №123 от 23.11.2013, в котором Минтрансу дается поручение сформулировать требования к тахографам. После чего Минтрансом и был выпущен Приказ 36, под юрисдикцию 184-ФЗ не попадающий.

КАК ТЕПЕРЬ ПОСТУПАТЬ АВТОПЕРЕВОЗЧИКАМ?

Во-первых, необходимо проявлять бдительность. Владельцы транспортных кампаний должны четко осознавать, что прикрываясь защитой их интересов, производители тахографов преследуют свою выгоду. Ведь они заинтересованы в том, чтобы увеличить сбыт контрольных устройств. Прежде всего, тех, которые не являются тахографами в юридическом смысле этого слова, и соответствуют лишь части требований современного законодательства.

При возникновении спорных ситуаций перевозчику предлагается (что совсем не удивляет!) юридическая помощь. Но «защитники» при этом никаких обязательств, естественно, брать на себя не будут. Зато призывы «не опускать руки и до конца отстаивать свои права» звучать не перестанут. Но от этого ничего не изменится. Если устройство, установленное на ваше транспортное средство, не соответствует всем требованиям законодательства, оно никогда не будет признано тахографом с юридической точки зрения. Поэтому его все равно придется заменить.

Естественно, автоперевозчики не рады нововведениям от государства. Тахография в РФ пока находится в стадии становления, и сложностей не избежать. В будущем российские перевозчики оценят эффективность такой системы и ее позитивное влияние на бизнес. Но пока еще в их менталитете осталось желание постараться каким-то образом обойти закон. И это желание будет подогреваться теми, кто получает выгоду от реализации устройств, не полностью соответствующих требованиям к тахографам. Перевозчики должны иметь в виду, что только они несут ответственность за установку несоответствующего законодательству контрольного прибора. И платить за последствия несоблюдения закона придется им самим.

Контрольное устройство признается тахографом, если оно соответствует таким минимальным критериям:

  • Модель имеет сертификат о соответствии Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011.

  • Модель присутствует в перечне ФБУ «Росавтотранс».

  • Модели имеет сертификат, подтверждающий электромагнитную совместимость компонентов транспортного средства.

  • Имеется сертификат о соответствии Правилам ЕЭК ООН № 10.

  • Документ, подтверждающий соответствие ГОСТ Р 41.10-99.

  • Модель имеет свидетельство утверждения типа средства измерения, а каждое устройство имеет документальное подтверждение о том, что оно прошло метрологическую проверку.

  • После того, как устройство установлено, разъемы, через которые идут входные сигналы, пломбируются. Калибровочная табличка должна быть на борту транспортного средства.

Советуем всем автоперевозчикам проверить, соответствуют ли их контрольные устройства перечисленным выше критериям. Это позволит убедиться, что тахограф полностью легитимен, и никаких неприятных последствий (штрафы, простой транспорта) в будущем не возникнет.
Блог
У нас есть кое-что интересное
    Made on
    Tilda