Системы контроля транспорта
Дата: 31.08.2020

Тенденции на рынке мониторинга транспорта

Современный рынок мониторинга транспорта основан на системах спутникового слежения. То, что раньше казалось фантастикой — к примеру, контроль не только маршрута, но и скорости машины, а также уровня топлива в ней, теперь для многих занятых в сфере грузоперевозок компаний просто необходимость. Сегодня на помощь к ним приходят современные технологии и искусственный интеллект. Рассмотрим, каких изменений стоит ожидать на рынке мониторинга транспорта в частности и грузоперевозок в общем.
Технология блокчейн для защиты данных

Здесь речь идёт не столько о криптовалюте, сколько о самой технологии защищённой передачи сведений и распределённых баз. Технология блокчейн в логистике обеспечивает:

  • надёжность и прозрачность цепи поставок;
  • максимальную защиту данных;
  • практически мгновенный и криптозащищенный электронный документооборот.

Пока технология блокчейн не пользуется популярностью среди грузоперевозчиков. Но вполне возможно, что в ближайшие 2–3 года эта технология будет успешно использоваться в сфере логистики и мониторинга транспорта по всему миру.
Использование искусственного интеллекта

Использование машинного обучения (machine learning) для анализа данных в будущем позволит топ-менеджерам транспортных компаний максимально оптимизировать затраты. Искусственный интеллект поможет разработать оптимальный маршрут с учётом множества факторов:

  • габаритов, типа и веса груза;
  • дорожных условий, качества дорог и применяемого на них скоростного режима;
  • опыта находящегося на линии водителя и сложности маршрута;
  • характеристик транспортного средства;
  • сводки о дорожной ситуации (пробках, заторах на маршруте) и погоде.

Всё это позволит разработать оптимальный и наименее затратный маршрут, с точностью до минут настроить логистические процессы. Конечно, разработка и настройка ИИ — дело небыстрое. Но уже сейчас есть немало облачных TMS с возможностью анализа и прогнозирования, но пока до полноценного искусственного интеллекта им далеко. Однако разработки ведутся и, возможно, к 2025–2030 годам такие системы завоюют популярность.
Получение максимальной информации об автомобиле

Сбор большого количества данных с разных датчиков, расположенных на автомобиле транспортной компании позволит получать максимальную информацию о самом транспорте, его водителе и грузе. Всё телеметрические данные будут отправляться по защищённым каналам связи на серверы транспортных компаний или в облако, а в дальнейшем могут обрабатываться искусственным интеллектом. Помимо распространённых и широко применяющихся сегодня датчиков скорости и уровня топлива в будущем грузовые автомобили могут быть оснащены:

  • адаптером, считывающим сведения с CAN-шины автомобиля и передающим всю информацию о нём в единую базу грузоперевозчика;
  • датчиком усталости водителя;
  • системой распознавания разметки, дорожных знаков и другими датчиками.

Реализовать всё это технически несложно — все эти датчики и адаптеры уже давно разработаны. Осталось только увязать их в единую систему. Ожидать выхода таких систем, работающих «из коробки», стоит в ближайшие 5 лет.
Максимальный визуальный контроль

Высокоскоростные сети 5G дают новые возможности интернету вещей. И благодаря широким каналам передачи данных круговой видеообзор происходящего вокруг автомобиля станет доступным всем перевозчикам. Техническая база для этого уже есть — существует немало систем кругового обзора. Пока вся сложность заключается лишь в реализации возможности передачи видео на удалённый сервер.

Полномасштабный запуск сетей 5G в России запланирован на 2024 год. И именно с этого момента централизованный круговой обзор, обеспечивающий полный визуальный контроль грузового транспорта, может начать полноценно работать.
Использование дронов для доставки небольших грузов

Доставка мелкогабаритных товаров дронами — это уже реальность. Первой российской компанией, доставивший в 2014 году своему клиенту заказ с помощью БПЛА, стала «Додо Пицца».

По приблизительным подсчётам, стоимость доставки мелких грузов дронами составляет порядка 0,4$ за 1 кг груза, тогда как использование автотранспорта обходится перевозчикам в сумму порядка от 1–4$ за 1 кг. Конечно, о масштабных грузоперевозках пока говорить рано, но для доставки по маршруту «последней мили» (к примеру, от ближайшего терминала или склада до клиента) дроны уже могут свободно привлекаться.
Использование беспилотных автомобилей

Если верить инсайдерской информации, производитель КАМАЗ уже сертифицировал одну из моделей своих беспилотников. Прошедшие в Арктике испытания беспилотных грузовиков показали их высокую эффективность при одновременном снижении затрат. Использование беспилотных грузовиков позволит:

  • сделать транспортировку грузов безопаснее;
  • сократить время доставки за счёт выбора оптимального маршрута и отсутствия в необходимости отдыха для водителя;
  • снизить транспортные расходы;
  • обеспечить полный удалённый контроль над автотранспортом и получение максимальной информации о нём и перевозимом грузе в реальном времени.
Ожидается, что КАМАЗ запустит в продажу серию беспилотных грузовых автомобилей к 2025 году. Параллельно работы над беспилотными автомобилями в России ведутся НАМИ, группой «ГАЗ» и Яндексом.
Блог
У нас есть кое-что интересное
    Made on
    Tilda