Системы контроля транспорта
Дата: 03.08.2020

ПОСЛЕДСТВИЯ КОРОНАВИРУСА

Пандемия и ее последствия — закрытие границ, самоизоляция — серьезно повлияли на все грузопотоки Европы, а следовательно — на рынок грузоперевозок в мире и России и связанные с ним отрасли: логистическую, топливную, сельскохозяйственную, строительную. Что конкретно происходит с каждой из них?
В отрасли грузоперевозок

Меньше всего пострадали внутрироссийские перевозки. Общей тенденцией можно считать приоритет при въезде во все страны (как СНГ, так и ЕС) грузовому транспорту, доставляющему медицинские и продовольственные товары. Но сроки перевозки грузов в ЕС увеличились — на границах очереди. Транспорт задерживается из-за дополнительных санитарных проверок, от всех водителей требуется соблюдение карантинных ограничений.
Возникают сложности с оборачиваемостью автотранспорта, из-за приостановки работы многих производств и падения спроса наблюдается нехватка грузов. Появились сложности с закольцовыванием рейсов туда-назад и необходимость отправлять отдельные рейсы реже, перестраивать многие маршруты.

Российские перевозчики не хотят пересекать границы Италии (в буквальном смысле, 9 из 10 водителей отказываются осуществлять перевозки по этому направлению). Стоимость перевозок в «неблагополучную по коронавирусу» страну транспорта значительно увеличилась по причине дефицита автотранспорта (€1000 –1500 за рейс). С поездками в остальные страны ЕС сложностей у водителей не возникает.

Транспортные компании, вынужденные перейти в режим экономии, не обновляют автопарки. Эксперты прогнозируют рост спроса на ТО и ремонт транспортных средств.

По данным опроса, проведенного авторитетным порталом — биржей грузоперевозок ATI.SU — перевозчики России столкнулись со следующими проблемами:
  • 40% испытывают затруднения в поиске новых заказов;
  • 16% потеряли имевшихся заказчиков;
  • более 2% столкнулись с дефицитом водительских кадров;
  • пересекать границы и въезжать в крупные города стало сложнее для 4% перевозчиков;
  • более 30% жалуются на несвоевременную оплату услуг;
  • пандемия никак не сказалась на бизнесе лишь 1% перевозчиков.
Картина нерадостная, но, с другой стороны, бывает и хуже. Автоперевозчики требуют от правительства отменить транспортный налог, «ополовинить» сборы по «Платону» и предоставления налоговых каникул.

Грузоперевозки автотранспортом теперь входят в правительственный список отраслей, понесших наибольший урон от пандемии. 8 ТК федерального уровня, как системообразующим предприятиям, будет оказана льготная поддержка: госгарантии для реструктуризации кредитов, субсидии, налоговые отсрочки.
В логистике

Эксперты оценили убытки, понесенные российским транспортным сектором, в 230 млрд руб. - и это в начале мая 2020 года. Соответственно, у российской логистики трудные времена:
  • большая часть убытков — из-за простоя авиационного сегмента и прерванных им логистических операций;
  • снизился объем грузооборота — следствием стал простой складских помещений;
  • сокращение двух главных грузопотоков — «китайского» и из Евросоюза — привело снижению импорта из этих стран. Также снизился экспорт из России в Европу.
Все это вызывает существенные изменения в логистических цепочках международных перевозок и повышение внутрироссийского трафика.

Эксперты в области логистики прогнозируют, что основная нагрузка – главные грузопотоки постепенно сместится в область железнодорожных перевозок.
В сельскохозяйственной отрасли

В марте 2020 года российские компании из агропромышленного комплекса сумели увеличить экспорт до $ 2,2 млрд (в прошлом году за тот же период экспорт в денежном выражении был на треть меньше). Лидируют как продукты экспорта пшеница, подсолнечное масло и подсолнечник.

Но во втором квартале 2020 года уровень экспорта может упасть: Минсельхоз, напуганный прогнозами ВПП (ООН) о возможной нехватке продовольственных продуктов и голоде в результате самоизоляции, запретил экспорт зерновых. Это безусловно приведет к срыву контрактов и нарушению логистических цепочек.
В топливной отрасли

Весной наблюдалось резкое падение цен на нефть и рост — на бензин. Правительство вынесло решение запретить импорт зарубежного бензина на российский рынок до сентября 2020. Это связано с падением спроса на бензин в странах ЕС — вероятно, что он «зальет» российский внутренний рынок, и российское топливо окажется неконкурентоспособным по сравнению с дешевым европейским.

Но спрос на топливо сейчас падает и в России. По стране спрос на бензин на АЗС упал на 10-15%, по Москве еще больше — на 20-30%. Как следствие, терпят убытки автопарки — «тонущие» АЗС пытаются налить поменьше, а плату взять как обычно.
В строительной отрасли

В марте 2020 СМИ транслировали мнение, что строительство крупных автодорог в России будет приостановлено из-за коронавируса. Но 25 июня заместитель председателя правительства РФ Марат Хайснуллин заявил, что нацпроект, направленный на модернизацию и расширение транзитных международных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток» будет развиваться, планируется построить обходы крупнейших населенных пунктов и путепроводов. И к 2024 году Росавтодор выстроит 12 таких отходов для выведения транзитного автотранспорта за границы жилых зон. Планируется постройка пешеходных мостов для жителей ближних населенных пунктов, специальных площадок, где смогут отдыхать водители автотранспорта.

Что с жилищным строительством? Глава Минстроя Владимир Якушев отметил некоторое уменьшение количества построенного жилья (на 5% в сравнении с показателем на тот же период в 2019), но связал это с ограничениями на строительные работы (в Москве и МО строительство замерло практически полностью, ограничения действовали в 44 регионах), что помешало плановому развитию проекта «Жилье и городская среда». Но строительство, как подчеркнул министр строительства, должно остаться «драйвером» экономики даже в кризисный период пандемии и будет всесторонне поддерживаться правительством.
Блог
У нас есть кое-что интересное
    Made on
    Tilda